В сфере государственной службы начало текущего года ознаменовано проведением комплексной аттестации государственных служащих корпуса «Б». Уже в течение двух месяцев представители Агентства проводят разъяснительные мероприятия об этапах, уровнях и сроках проведения аттестации. Наибольший интерес у вовлеченных граждан вызывает внедрение тестирования на определение личных компетенций у аттестуемых.
Многих интересует, что такое «компетенции»?
Нынешняя аттестация направлена на выявление у государственных служащих компетенций, необходимых для эффективного выполнения возложенных на них задач.
Компетенция – это знания, умения и навыки, наличие и применение которых приводит к качественной и результативной деятельности. Оценка компетенций активно используется передовыми странами при подборе и расстановке персонала. Определение компетенций строится на трех блоках: эффективность, прозрачность и подотчетность, а также служение народу. При этом, каждая компетенция строится по принципу «снизу вверх», т.е. уровень требований к госслужащим устанавливается в зависимости от занимаемой должности, от эксперта до руководителя.
Эффективность включает 5 компетенций – управление работой, оперативность, сотрудничество, принятие решение и саморазвитие.
В рамках управления работой служащий должен понимать, как его должность влияет на достижение целей государственного органа. Так, если это рядовой служащий, то он должен уметь оценивать свой вклад в работу, нацелив ее на высокие результаты. Для этого они должны проявлять инициативу на выполнение дополнительной работы, не предусмотренной прямыми обязанностями.
Ему необходимо обладать творческими и интеллектуальными способностями, то есть иметь полезные знания о других сферах, кроме профессиональной. Для этого служащий должен уметь анализировать, ситуацию и вносить креативные и инновационные предложения по совершенствованию работы.
Итоги анализа, а именно, причины выявленных недостатков необходимы для принятия решений, нацеленных на их устранение. Крайне важно, чтобы, несмотря на накопленный опыт, служащие стремились к обучению, а также делились с коллегами своими знаниями.
Составляющей прозрачности и подотчетности является компетенция «Добропорядочность». В данном случае оценивается, насколько служащий добросовестно выполняет свою работу, соблюдает ли этические нормы и стандарты.
Обязательное требование – это проявление вежливости и корректности к другим, а также справедливости, бескорыстия и беспристрастности. Служащим необходимо осознавать личную ответственность за результаты его работы.
Служение народу предполагает наличие таких компетенций, как «Ориентация на потребителя услуг» и «Информирование потребителя услуг».
В первую очередь, служащий при предоставлении услуг населению должен принимать во внимание нужды и требования услуг получателей. Для определения их удовлетворенности качеством государственных услуг проводить постоянные замеры.
При выявлении причин некачественного их оказания принимать меры по устранению недостатков. Вносить предложения по дальнейшему улучшению качества с внедрением принципов открытости и доступности услуг.
Крайне важно, что эффективными работниками в этой сфере считаются те, кто оказывает высококачественные услуги. Служащие должны использовать эффективные способы информирования населения о проводимой государством политике по оказанию услуг населению.
Аттестация – это логическое продолжение проводимой реформы по построению профессионального государственного аппарата и способствует решению задачи, обозначенной Главой государства по формированию государственной службы, всецело отвечающей принципам служения народу.
Напомним, что Президент РК утвердил проведение аттестации госслужащих корпуса «Б».