Из госбюджета на пассажирские перевозки выделяется 30 миллиардов тенге.
Министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов просит депутатов Сената Парламента одобрить законопроект по вопросам железнодорожного транспорта, передает BaigeNews.kz.
Основной задачей и целью законопроекта является решение трех вопросов: упрощение и прозрачность субсидирования пассажирских перевозок, предотвращение скрытого транзита грузов, регулирование услуг подъездных путей с учетом защиты прав потребителей.
"В настоящее время пассажирские перевозки субсидируются из государственного бюджета (30 млрд. тенге.).
Другая часть расходов покрывается АО "НК "КТЖ" (100 млрд. тенге) за счет доходов от грузовых перевозок, что называется внутренним кросс субсидированием. В данной схеме отсутствует централизация и прозрачность распределения денежных потоков", - сказал Бейбут Атамкулов.
Для того, чтобы сделать систему прозрачной, законопроектом планируется создать отдельного оператора локомотивной тяги в пассажирском движении.
"Внедряется балансирующая плата перевозчика грузов в поддержку пассажирских перевозчиков для отхода от кросс субсидирования, без привлечения дополнительных средств из бюджета. Это позволит увидеть реальные затраты на пассажирские перевозки. При этом, данная норма будет действовать только один год (2020 г.), для фактической отработки нового механизма", - пояснил глава МИИР РК.
В результате изменений, повысится прозрачность распределения государственных субсидий, уверен Бейбут Атамкулов. Таким образом МИИР приведет механизм субсидирования пассажирских перевозок к единому стандарту.
Также в своем докладе министр индустрии рассказал о проблеме внутренних (импортно/экспортные) и транзитных тарифов при перевозке грузов.
"В связи с тем, что транзитный тариф выше внутренних в 4 раза, грузоотправители используют схемы скрытого транзита, путем перевозки грузов в импортно-экспортном режиме. Ежегодно, КТЖ от такой схемы теряет порядка 16 млрд.тенге доходов. В связи с этим, вводится понятие "транзит груза", которое предусматривает перегрузку, перевалку и смену вида транспорта в пути следования. Также, перевозчик получит право просматривать товаросопроводительные документы на груз. Новые нормы не позволят грузоотправителям избежать оплаты транзитного тарифа", - уверен Бейбут Атамкулов.
По его словам, сейчас имеется практика дробления подъездных путей. Крупные собственники путем продажи отдельных участков делят один подъездный путь на несколько частей. При этом, новым владельцам утверждаются высокие тарифы на оказываемые услуги в упрощенном порядке. Кроме того, на практике имеются случаи, когда взимается отдельная плата за проезд вагонов через стрелочные переводы.
"Для защиты прав потребителей услуг подъездных путей, законопроектом предусмотрены следующие нормы: согласование сделок по купле/продаже подъездных путей с уполномоченным органом в сфере естественных монополий; утверждение нового тарифа на вновь купленные участки; взимание платы исключительно за фактическую длину подъездного пути до потребителя; регламентирование проезда по стрелочному переводу без взимания отдельной платы", - перечислил глава МИИР РК.
Вместе с тем, на этапе согласования законопроекта в Мажилисе, депутатами были инициированы поправки по привлечению физических и юридических лиц к ответственности за незаконную продажу, перепродажу проездных билетов, а также по вопросам комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства.
В частности, возвращена административная ответственность за незаконную реализацию и перепродажу проездных документов на физических и юридических лиц с увеличением суммы штрафа от 100 до 500 МРП.
Министр также заметил, что законопроект окажет положительный социально-экономический эффект, предполагает рост доходов от транзитных перевозок и не повлечет выделения дополнительных средств из бюджета.