Нацбанк просят не лишать онлайн-кредиторов возможности зарабатывать

<p>Участники рынка выступили против ограничения годовой эффективной ставки вознаграждения по краткосрочным займам.</p>

25 Апреля 2018, 09:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Иллюстративное 25 Апреля 2018, 09:00
25 Апреля 2018, 09:00
2964
Фото: Иллюстративное

ОЮЛ "Казахстанская Ассоциация ФинТех" согласна с предложением Национального банка РК установить законодательно предельную сумму переплаты по краткосрочным кредитам в размере 100% годовых. Об этом в ходе круглого стола "Онлайн-кредитование: за и против" в Алматы заявил исполнительный директор ОЮЛ "Казахстанская Ассоциация ФинТех" Ерлан Смайлов, передаёт корреспондент BNews.kz.

"Мы согласны с пунктом, который предполагает ограничение о введении предельной суммы переплаты по займу. Но необходимо исключить принцип ограничения годовой эффективной ставки вознаграждения 100% годовых. Вместо этого мы предлагаем установить ограничения в виде максимального размера переплаты под заём 100%. То есть если заёмщик взял 10 тысяч тенге, то при просрочке он должен вернуть 20 тысяч тенге", - сказал Смайлов.

Национальный банк РК предлагает ограничить предельную годовую эффективную ставку вознаграждения по краткосрочным займам до 100%, поскольку порой на рынке ставки доходят до 900% годовых. Это касается займов, выдаваемых небанковскими организациями. Сами участники рынка считают, что в случае введения ограничений онлайн-кредитование "уйдёт в тень".

"НБ РК предлагает ограничение годовой ставки вознаграждения в 100%, это 8% в месяц, 0,27% в день. При введении этих поправок просто математически с экономической точки зрения – этот рынок будет нерентабельным. Потому что комбинация короткого срока, маленькой суммы и больших затрат на организацию займа... Его себестоимость (займа - прим. автора) будет достаточно высокой", - отметил спикер.

Эксперт считает, что при введении этих ограничений возникнут такие риски, как рост серого и чёрного кредитования лиц, незащищённость заёмщиков, социальное напряжение, преступность, доминирование иностранных организаций, технологическое отставание.

"У Нацбанка и у игроков организованного, законопослушного, легального рынка онлайн-кредитования цель одна – нужно защищать потребителей от ростовщиков и хищнических практик. Компании онлайн-кредитования революционно вошли в финансовую систему с 2014 года. Банки, микрофинансовые организации, микрозаймы, ломбарды – то поле, в котором для населения доступны кредитные продукты. Но помимо правового поля, есть нелегальный серый рынок. К примеру, в любом городе, базаре есть физические лица или ларьки, которые население кредитуют", - подчеркнул Ерлан Смайлов.

Рынок онлайн-кредитования растёт, на его кредитные продукты есть спрос у населения. Цифры говорят за себя: если в 2015 году объём рынка был 2,5 млрд тенге, то в прошлом году он достиг 40 млрд тенге. 

"Банки работают с официально занятым сегментом среднего класса, то есть это люди с "белой" зарплатой с пенсионными отчислениями. МФО – выполняют работу с МСБ, с людьми, занятыми в предпринимательском секторе. Далее работают как раз-таки компании онлайн-кредитования и ломбарды, которые закрывают потребность населения в небольших суммах: средний чек - 42 тысячи тенге на один месяц. В Казахстане есть большой неудовлетворённый спрос. Если посмотреть на статистику Минэкономики, 8,9 млн экономически активного населения, у нас 2,2 млн самозанятых. Вице-министр труда и социальной защиты Светлана Жакупова сказала, что 940 тысяч человек получают зарплату в конвертах. У этих граждан время от времени возникает потребность в деньгах, как правило, срочно. Накоплений у них нет, доступа к банкам тоже нет. Это обуславливает рост рынка онлайн-кредитования", - пояснил исполнительный директор ОЮЛ "Казахстанская Ассоциация ФинТех".

На рост рынка повлиял тренд развития технологий. Потребитель не хочет выходить за пределы одного устройства. Спикер развеял миф о том, что онлайн-кредиты берут необразованные люди.

"Как будто он в степи сидел, пас баранов и решил занять деньги. На самом деле видно, что большинство заёмщиков с высшим и средним образованием. Это человек, у которого как минимум есть смартфон, компьютер, интернет и навыки оформить заявку. В основном клиенты - самозанятые. Микропредприниматели тоже основные получатели услуг, которые что-то создают, продают", - сказал Смайлов.

Отмечается, что пик кредитования приходится на август, потому что казахстанцы готовят детей к школе.

Рост рынка онлайн-кредитования имеет и положительные стороны. Это доступность финансовых услуг, улучшение социального самочувствия населения, повышение компьютерной грамотности, безналичный оборот, привлечение инвестиций, развитие технологий.

"Это абсолютно легальная и законопослушная отрасль, которая создаёт рабочие места, платит налоги и все транзакции в интернете подотчётные. Есть, безусловно, проблемы роста. Есть компании, которые не входят в ассоциацию. Есть случаи, когда происходят технические сбои.  Я ни в коей мере не пытаюсь сказать, что есть идеальная отрасль. Когда мы с НБ РК ведем дискуссию, мы просим сказать, сколько было жалоб, почему решили ввести ограничения. Они говорят: 52 жалобы на сервис онлайн-кредитования поступило в Нацбанк в прошлом году. Однако было 248 тысяч заёмщиков. Но если бы это был настолько плохой сервис, жалоб было бы больше. Здесь надо строить сектор, который будет защищать заёмщиков. Нужно чётко изучат причины и искать рациональное решение", - резюмировал эксперт.

Наверх