Закуп лекарств в Казахстане парализован "телегой впереди лошади" — НПП "Атамекен"

Не подготовив электронную платформу, Минздрав РК "загнал в тупик и медучреждения, и поставщиков лекарств", считают бизнесмены страны.

pexels.com 13 Июля 2022, 17:17
13 Июля 2022, 17:17
6400
Фото: pexels.com

Медицинские организации Казахстана могут остаться без некоторых лекарств, поскольку из-за неготовности единого портала для медицинских госзакупок fms.ecc.kz закуп этих видов продукции оказался полностью парализован. Об этом, как передает BaigeNews.kz, заявил исполнительный секретарь — член правления НПП "Атамекен" Нурлан Сакуов.

Напомним, что в Казахстане с 19 июня 2021 года вступили в силу новые "Правила организации и проведения закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, фармацевтических услуг", утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2021 года № 375, в связи с этим, процедуры закупок лекарственных средств и медицинских изделий способом тендер, особый закуп, способом из одного источника проводятся на веб-портале закупок www.fms.ecc.kz.

Иными словами, правительством были приняты изменения в правила, регулирующие закуп лекарств и медицинских изделий для бесплатного обеспечения населения (ГОБМП и ОСМС). В новой редакции полностью исключена возможность проведения закупочных процедур традиционным способом. Теперь больницы должны закупать медикаменты только электронным способом, даже если они не входят в перечень препаратов, закупаемых через систему единой дистрибуции "СК-Фармация".

По словам Нурлана Сакуова, перевод закупок в электронный формат — явление логичное и ожидаемое. Однако, исключив нормы проведения иных форматов закупа, но не подготовив для этого электронную платформу, Минздрав загнал в тупик и медучреждения, и поставщиков лекарств и медизделий и медицинской техники.

"Далеко не все препараты и медизделия, необходимые для оказания медицинских услуг, закупаются через "СК-Фармация". Есть множество наименований, которые больницы закупают самостоятельно. Сейчас же из-за неготовности портала полностью парализован закуп этих видов продукции. Производители и поставщики фармпродукции не могут элементарно получить доступ к порталу. В итоге страдают пациенты — обычные казахстанцы, на страже здоровья которых должен стоять минздрав", — рассказал Нурлан Сакуов.

По информации представителя Нацпалаты, медицинские организации теперь не могут закупить необходимые медикаменты для оказания бесплатных услуг населению из-за неработающего веб-портала, на котором, согласно законодательству, такие закупки должны осуществляться.

"Правила ввели, а условий для их исполнения не подготовили. Поставили телегу впереди лошади, а это ставит под угрозу предоставление медицинских услуг населению", — также отмечает представитель НПП.

По словам начальника тендерного отдела ТОО "СТОФАРМ" Евгении Юрченко, новые нормы в правилах также содержат требование о внесении гарантийного обеспечения тендерной заявки и договора в форме электронной банковской гарантии или денежного взноса. Но по внесению обеспечения договора функционал не разработан, что автоматически лишает поставщика выбора и он вынужден осуществить денежный взнос. А по договору это сумма не менее трех процентов от суммы договора.

"Мало того, что это затратно для поставщиков лекарств и медицинских изделий, требования к которым и так достаточно высокие, что практически исключает участие недобросовестных компаний. Но и не утверждена даже форма электронной банковской гарантии", — объясняет Евгения Юрченко.

Сообщается, что в НПП "Атамекен" по этому вопросу уже проводили ряд встреч с представителями бизнеса по этому вопросу. На имя министра здравоохранения направлено письмо о необходимости вернуть прежние нормы до введения в работу доработанного веб-портала.

А ведь ещё 26 января 2021 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства обратил внимание на факты отсутствия медикаментов и средств, которые по закону должны выдаваться отдельным категориям граждан бесплатно.

"Зачастую медучреждения говорят — их нет. И людям, в том числе из малообеспеченных групп, приходится приобретать лекарства за свой счет. В то же время по отчетам чиновников проблем нет, все закуплено и осваивается на 100%. Генпрокуратуре уже поручено провести выборочные проверки по данному вопросу. По результатам надо принять меры к виновным лицам", — отметил тогда Касым-Жомарт Токаев, подчеркнув, что снижение стоимости не должно приводить к снижению качества медицинских изделий и препаратов.

Президент на том заседании также раскритиковал правительство за непрозрачный механизм закупа медоборудования и поручил обеспечить цифровизацию обеспечения лекарственными средствами населения страны.

Интересно и то, что ранее на судебном процессе бывший вице-министр здравоохранения Олжас Абишев рассказал о контрабанде бесплатного инсулина из Казахстана в соседние страны, заявив, что он и его экс-начальник Елжан Биртанов пытались остановить незаконную продажу бесплатных лекарств из Казахстана.

"Много говорится со вчерашнего дня о неких силах, толкающих это сфабрикованное дело в адрес Елжана Амантаевича и меня. За 2018-2019 годы только в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения было оптимизировано более 60 миллиардов тенге (из общего бюджета в 200 миллиардов тенге), которые раньше успешно воровались и успешно осваивались некими лицами. А теперь, когда под руководством Елжана Амантаевича и офиса цифровизации под моим руководством, мы внедрили блокчейн по отслеживанию выдачи лекарственных препаратов, кто-то недополучил 60 миллиардов. Вы представляете какая это сумма — более ста миллионов долларов?" — отметил Олжас Абишев на одном из январских заседаний суда.

Напомним, хорватская компания Ericsson Nikola Tesla является поставщиком интеграционной платформы, которую заказало Министерство здравоохранения Казахстана для того, чтобы объединить всю информацию о пациентах, лекарствах и медицинских изделиях и создать так называемый электронный паспорт здоровья. Однако информационная система (с применением системы блокчейна, которая позволяет сделать многие процедуры прозрачным, в том числе и все процедуры госзакупок) так и не заработала, поскольку в 2020 году Агентство РК по финансовому мониторингу завело уголовное дело в отношении бывшего главы Минздрава Елжана Биртанова и экс-вице-министра Олжаса Абишева. Им инкриминировали сначала хищение бюджетных средств, а затем статью переквалифицировали в "Злоупотребление должностными полномочиями". Судебный процесс до сих пор не завершился, а экс-министр здравоохранения Биртанов 5 июля 2022 года прямо попросил "прекратить беззаконие, которое творится органом досудебного расследования". А до этого заявил, что будет полностью оправдан.

А теперь вот, проблемы с неготовностью единой платформы госзакупок лекарственных средств наблюдаются. Довольно предсказуемый финал печальной истории по цифровизации Минздрава с очевидно дутыми "уголовными процессами". Немудрено, что совсем недавно председатель Антикоррупционной службы РК Олжас Бектенов даже сенсационно заявил, что "в погоне за показателями иногда преступления выдумываются там, где их нет. При этом забывается, что каждая цифра в отчетах — это судьба человека, его родных и близких".

Наверх