Фоторепортаж. Нацмузей рассказывает об истоках казахской государственности

Новая постоянная выставка проливает свет на преемственность от Золотой Орды до Казахского ханства.

7 Июня 2021, 13:40
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Фото Артема Чурсинова 7 Июня 2021, 13:40
7 Июня 2021, 13:40
33854
Фото: Фото Артема Чурсинова

Экспозиция главного музея страны "Улук Улус" рассказывает историю Золотой Орды с XII до XVI века. Главная цель экспозиции зала — показать прямую связь между историей Казахского ханства и историей Великого Улуса, начиная со старшего сына Чингиз хана Джучи до Жанибека и Керея.

Начинается экскурсия с макета мавзолея Джучи, который находится в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказган и возведен в XIII веке.

"Его пол был вымощен выжженным кирпичом. Изначально у мавзолея было два купола, однако уцелел только внутренний купол. Этот мавзолей является одним из главных памятников архитектуры средневековья. Некоторые историки называют это развитое средневековье", — рассказывает экскурсовод Национального музея Дулат Ильясов.

В следующей секции зала "Улук Улус" рассказывается про государственную структуру Золотой Орды.

Справа в данной экспозиции представлена генеалогия правителей, связывающих историю Золотой Орды и Казахского ханства. Старший сын Джучи хана Орда-Ежен был ханом левого крыла Золотой Орды, и именно от этого крыла происходят наши ханы-основатели Жанибек и Керей.

В правой витрине представлены пайцзы — металлические пластины овальной формы из серебра и с позолотой, которые использовались как паспорта или пропуски на всей территории Великой Монгольской империи.

"Их показывали в каждом городе торговцы и послы. На одной из них надпись на монгольском, на другой — на тюркском. Надпись гласит: "Тот, кто не подчиниться хану, будет убит". То есть это как бы было разрешением хана находиться на территории Улуса", — объясняет экскурсовод.

Над витриной висят копии писем ханов Золотой Орды. Например, здесь можно видеть сообщение королю Польши Владиславу Ягайло в 1393 году. Также есть письмо Османскому императору Мураду II от Улуг-Мухаммеда, в котором содержится предложение о дипломатическом сотрудничестве между двумя ханствами. Кроме того, представлено письмо Фатих Султан Мехмеду от хана Золотой Орды Махмуда. Это уже более поздний период – 1466 год, то есть это уже время упадка Золотой Орды.

В зале представлены серебряные монеты. В особенности здесь интересны монеты периода Токта хана и Узбек-хана, потому что именно они провели нормализацию финансовой системы и начали производить полтора граммовые серебряные дихремы по всей территории Золотой Орды.

Представлена в зале и реконструкция флага Золотой Орды.

"Изображение этого флага было обнаружено во Франции на карте, которую составили каталонские путешественники. На карте они указали эмблему времен Узбек-хана, изображенная на флаге", — поясняет Дулат Ильясов.

После этого переходим к стенду, посвященному военному делу.

"Здесь говорится о том, что на десятеричную систему делилось войско начиная от Чингиз хана и вплоть до казахских ханов. Это десятники, сотники, тысячники. И, наконец, тумен басы возглавлял 10-тысячное войско. Они обычно состояли из четырех крыльев. Так строилась армия Золотой Орды", — говорит работник музея.

Стоит отметить, что некоторые из представленных наконечников стрел принадлежат политическому и общественному деятелю Ерлану Карину.

Рассказано в зале и про архитектуру Улук Улуса. Представлены артефакты из мавзолеев. Включая, Мавзолей Джучи хана, Мавзолей Болган ана, которая по разным источникам была либо дочерью, либо невестой Джучи хана, Ходжа Ахмета Ясави (о его истории можно прочитать в нашем материале про наследие ЮНЕСКО — прим. ред.), а также Мавзолея Аяккамыр, где покоится Тимур Кутлуг.

Литература и наука периода Золотой Орды представлена классическими текстами эпохи: "Шайбани дастаны" и "Генеология тюркских ханов" Абульгази хана, "Гулистан бит-тюрки" Саифа Сараи, "Хусрау и Ширин" Кутба. Здесь говорится про то, как именно в тот период начинает развиваться литература на кыпчакском языке.

Бюст, к которому мы подошли после этого, — художественная реконструкция облика Кетбуга жырау, который считается основателем средневековой тюркоязычной литературы. От него практически ничего не уцелело. Известны только некоторые его кюи, которые предположительно принадлежат ему.

В это время в зале домбрист исполнял один из этих кюев под названием "Ақсақ құлан" ("Хромой кулан").

"Умирает Джучи и жырау нужно об этом донести Чингиз хану. И он делает это посредством музыки. За это Чингиз хан наказывает домбру и обливает ее свинцом", — рассказывает экскурсовод историю исполняемого в зале кюя.

В зале также представлена 3D инсталляция картины Сергея Васильевича Иванова "Баскаки", написанная в 1909 году. На ней изображены русские крестьяне, которые кланяются и приносят подать.

"Так называемый великий баскак сидел в городе Владимир. Баскаки — представители монгольского хана в завоеванных землях — собирали налоги со всех русских княжеств. Оригинал картины находится в Москве в Историческом музее", — рассказывает Дулат Ильясов.

В зале представлена и копия камня периода упадка Золотой Орды 1391 года.

"Одним из тех, кто повлиял на ее упадок был Хромой Тимур. Когда он вел войска через территорию Улытау — это центральный Казахстан — он оставил этот камень. На камне написано, что он прошел здесь со стотысячным войском. Используется тюркский язык, но написано двумя разными алфавитами — арабским и уйгурским. Оригинал этого камня находится в Санкт-Петербурге в музее Эрмитаж. То есть, Тимур не был чингизидом, это уже был период, когда беки и эмиры начинают набирать больше влияния", — объясняет исторический контекст экспоната экскурсовод.

Потом происходит упадок Золотой Орды, начинают появляться новые ханства. И среди них в конце концов Жанибек и Керей образовывают Казахское ханство во второй половине XV века.

И золотой трон, как символ ханской власти и государственности, показан в конце выставки. Это финальный аккорд экскурсии, подводящий к тому, что все представленное на выставке привело к казахской государственности.

Фотографии Артема Чурсинова и Национального музея РК

Наверх